На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главные новости дня

14 615 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    Дератизация, дезинфекция, тотальная за(о)чистка.Украина должна пр...
  • kirgetovamn Киргетова
    Россия есть, была и будет дальше существовать и развиваться вопреки всем внешним и внутренним вызовам ,а  нашей  през...Запад дал санкцио...

«Пошли вон из Кейла!» Новые тревоги русских Эстонии за судьбу родных школ

В ноябре неожиданно ушла в отставку эстонская чиновница Майлис Репс, много лет возглавлявшая министерство образования страны. Ушла не по своей воле – пресса выяснила, что министр систематически злоупотребляла служебным транспортом, используя его не для собственных рабочих поездок, а для перевозки своих детей. Возник скандал, в результате которого ей пришлось оставить пост, а сменщиком стал опытный бюрократ Яак Ааб, коллега Репс по Центристской партии. У русских жителей Эстонии это назначение вызвало опасения – люди беспокоятся, что Ааб окончательно «зачистит» школы нацменьшинств.

Сигнал тревоги

«Всё, конец образованию на русском. Ааб его похоронит, не моргнув глазом. Не зря Ратас (премьер-министр ЭР. – Р.Б.) поручает ему самые щепетильные задания, последним из которых было приобретение средств защиты от коронавируса по завышенным ценам. Ааб – непотопляемый универсал, от 1-го секретаря райкома ВЛКСМ в конце 80-х до портфелей министра социальных дел (2005−2007), госуправления (2019−2020) и теперь образования (2020-…)», – отмечает общественный деятель Леонид Цингиссер.

Он напомнил, что в своё время Ааб выполнил очень важную миссию, порученную ему нынешним руководством Центристской партии. В конце 2016 года он организовал в партии внутренний переворот, устроив свержение тогдашнего главы центристов Эдгара Сависаара. Последний считался «нерукоподаваемым» – в том числе из-за его призывов к добрососедству с Россией, и его собственные сопартийцы решили избавиться от своего отца-основателя. По итогам переворота, Центристскую партию возглавил Юри Ратас. После этого центристы смогли организовать новую правящую коалицию, а Ратас стал премьер-министром – каковую должность он занимает и поныне. А теперь Ратас выдвинул Ааба, которому он столь многим обязан, на пост главы одного из важнейших министерств.

Новый эстонский министр образования и науки, едва приняв полномочия, сразу же заявил в передаче телеканала ETV+ «Интервью недели», что обучение на русском языке в стране пока сохранится. Но русскоязычных школ, как он предупредил, будет теперь в стране ещё меньше. По мнению Ааба, русские дети якобы сами хотят учиться на эстонском. «Это желание видно. Может, по регионам степень этого желания разное. В Таллине это точно видно», – подчеркнул министр.

По словам Ааба, власти начнут эстонизацию с русских детских садов. «Чтобы учиться на эстонском, надо ещё очень много сделать. Не хватает учителей, не хватает ресурсов», – пожаловался министр. Он считает, что русские школы в стране всё-таки на какое-то время ещё сохранятся. Но надобно ещё решить, какими будут школы национальных меньшинств – частными или муниципальными.

В ходе беседы журналисты напомнили новому главе Минобразования, что, когда в стране решался вопрос перевода средних учебных заведений нацменьшинств на нынешнюю систему «60 на 40» (60% предметов преподается на эстонском языке, 40% – на русском), местным самоуправлениям не оставили права выбора, им просто приказали это сделать. На это Ааб ответил, что в Эстонии муниципалитеты очень автономны. «Я не думаю, что им кто-то может приказать сделать так, чтобы не было ни одной русской школы никогда. Всё равно где-то они останутся», – повторил министр.

По этому поводу председатель правления НКО «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков сказал: «К сведению министра, многие русские школы перегружены учениками, а классы непомерно большие (в отличие от эстоноязычных школ). Это свидетельствует о том, что русских школ не "много", а их критически не хватает для обеспечения нормального учебного процесса. Это также говорит и о значимости для детей и их родителей преподавания на родном русском языке». М. Русакову показались подозрительными рассуждения Ааба о том, будут ли русские школы частными или муниципальными. «Очевидно, министр хочет намекнуть, что есть "альтернатива" – сделать русское образование частным и тем самым недоступным основной массе русских людей», – подозревает правозащитник.

«Не журналистика, а донос»

Почему, собственно, русские Эстонии так опасаются за свои школы? Дело в том, что в последнее время в публичном пространстве всё чаще стали раздаваться заявления о «нелояльности» русских педагогов, способных, мол, воспитать деток лишь в «антигосударственном» духе. Так, минувшей осенью эстонская официозная пресса развязала кампанию травли Сергея Гаранжи – директора русского лицея, находящегося в Таллине, в районе Линнамяэ. Гаранжу обвиняют в плохом знании государственного языка, а также в том, что в галерее возглавляемого им лицея висят фотографии посла России в Эстонии Александра Петрова, директора российского Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Георгия Василевича, а также нарвского православного епископа Лазаря. Наиболее читаемый эстонский портал Delfi.ee разместил обширный пасквиль, авторы которого всемерно постарались убедить читателя в том, что, дескать, Гаранжа – агент влияния России.

Эта травля у многих вызвала негодование. «Какая гадость. По жанру это произведение напоминает не журналистику, а донос в Полицию безопасности. Линнамяэский русский лицей – одно из лучших учебных заведений в Эстонии, а о его директоре продолжают судить на основании того, что он недостаточно чисто говорит по-эстонски. Да ещё и пытаются обвинить его в недостаточной лояльности. Коллеги из Delfi нашли измену в Таллинском линнамяэском русском лицее: "Фотографии президента Эстонии или какой-то эстонской творческой личности во всем здании найти не удалось. Зато на одном этаже вся зона отдыха посвящена Пушкину". Вы представляете: "большого друга" русского образования Керсти Кальюлайд нигде нет, зато имеется какой-то непонятный Пушкин! Стыдно за коллег», – возмущается главный редактор таллинского издания «Столица» Александр Чаплыгин.

Пока что ликвидация русских школ носит ползучий характер. В конце августа административный суд Таллина отказался удовлетворить жалобу родителей учащихся основной школы города Кейлы, оставив в силе решение тамошнего горсобрания о ликвидации единственного там русскоязычного учебного заведения. В основной школе Кейлы учились на родном языке 179 русских детей, теперь они этой возможности лишены. Самоуправление, закрывая школу, в качестве причины указало на низкое количество учеников в ней. Со своей стороны, родители напоминают, что в Эстонии много школ, где количество учеников значительно меньше, чем в Кейле – например, в учебное заведение поселка Миссо ходит всего восемь детей. В целом в Эстонии насчитывается 31 школа, в которых количество учеников менее 20, из них 11 – основные школы. Среднее количество учеников в школах страны – 147 человек.

В связи с этим представители НКО «Русская школа Эстонии» отмечают, что живущие в Кейле русские дети, которых лишили своего учебного заведения, не были приняты и в первый класс местной эстоноязычной школы по причине недостаточного владения ими государственным языком. Таким образом, детей не просто лишили обучения на русском языке, но и фактически вовсе права на образование. Тут стоит отметить, что городом Кейлой правит коалиция Партии реформ и эстонских социал-демократов, которые на парламентском уровне пребывают в оппозиции. Министерство образования, в свою очередь, возглавляет член коалиционной Центристской партии. Однако при вопросе ликвидации русского образования правительственная и оппозиционные партии пришли к полному консенсусу, даже несмотря на то что Центристская партия опирается в значительной степени на голоса русских избирателей. В данном случае их интересы оказались для центристов побоку.

Председатель попечительского совета основной школы в Кейле Оксана Пост заявила, что «городские власти, а вместе с ними и эстонский суд прошлись катком по русским детям, лишний раз показав своё отношение к русскому населению страны». Правозащитник М. Русаков констатирует: «В нашей стране целенаправленно и последовательно строится национальное государство, в котором, вопреки конституции и ратифицированным международным конвенциям, игнорируются интересы и права нацменьшинств. Ситуация с каждым годом становится всё хуже. Если раньше эстонские суды принимали решения о том, то права нарушены не были, то сейчас уже встали на позицию, что у национальных меньшинств в Эстонии вовсе нет никаких прав. Соответственно, нельзя нарушить то, чего a priori нет». А А. Чаплыгин добавляет: «Это, конечно, беспредел. Такое ощущение, что местная "реформистская власть" решила просто выжить всех русских из Кейлы. Такой Russen frei в масштабах отдельно взятого города. Иначе не объяснить это показательное вытирание ног о национальное меньшинство».

«Русских гонят путём закрытия школ»

Общественный деятель Андрей Заренков, в свою очередь, говорит: «Русских гонят из Кейлы путём закрытия школы. Новое судебное решение: пошли вон из Кейлы! Оксана Пост, которая для многих в Эстонии стала образцом мужества в отстаивании своих принципов, назвала три фамилии могильщиков русской школы в Кейле: мэр города Энно Фельс, врач, владелец клиники Андрус Лоог и… директор школы Елена Михеева, роль которой, по-моему, самая страшная. Мэр выполнял решение своей партии, врач каждое заседание горсобрания "лечил" депутатов насчет пользы от закрытия русской школы, ну а Михеева проявила настоящую русскоязычную подлость – за спиной родителей собирала данные для предоставления в суд. По всей видимости, следующим пунктом духовной кастрации для русских в Эстонии станет город Маарду».

Тут надо иметь в виду, что в Эстонии русскоязычные составляют до 30% жителей, в Таллине их – до 47%. Согласно действующим сейчас в этом государстве правилам, в начальных школах нацменьшинств русские дети могут учиться на родном, а на так называемой гимназической ступени (10-12 класс) на «негосударственном» языке может осуществляться до 40% преподавания. Ранее мэр Таллина Михаил Кылварт (Центристская партия) рассказал журналистам, почему уничтожение русского образования для него неприемлемо. Он отметил, что по эстонским законам в основной школе язык обучения определяется местным самоуправлением. Все школы Таллина, которые обратились в городское собрание с просьбой обучать на русском, данное разрешение получили. «В таком режиме мы работаем последние десять лет. Естественно, перед нами стоит задача, чтоб в русских школах изучали эстонский язык, но это не должно происходить в ущерб основным знаниям. Неразумно всё время говорить о необходимости изучать какие-то предметы на эстонском языке – нужно говорить о важности качественного образования, а качественное образование, в свою очередь, подразумевает в том числе и изучение эстонского языка», – сказал Кылварт.

По словам мэра Таллина, большинство политиканов-националистов, выступающих с громкими лозунгами, никогда не заходили в русскую школу и не знают, какими последствиями обернется её ликвидация. «Никто не знает технологию процесса и конечные результаты, никто в этой ситуации не заботится о будущем детей», – подчеркнул мэр. По мнению М. Кылварта, от попыток насильственной ассимиляции страдают не только национальные меньшинства, но и все общество. «Не все осознают, что русская школа – это ресурс, который даёт обществу волны развития. Если всё общество находится на одном уровне культурного восприятия действительности, то люди начинают думать одинаково. Но если все люди думают одинаково, то они гораздо меньше способны к развитию и совместному творчеству», – считает градоначальник Таллина.

К сожалению, среди эстонских правящих политиков высокого ранга Кылварт по этому вопросу явно пребывает в меньшинстве. Даже президент К. Кальюлайд неоднократно говорила, что выступает за эстонизацию школ нацменьшинств и что это – вопрос времени.

Впрочем, пока у нового главы Минобразования есть вопросы и темы более насущные – из-за пандемии Covid-19 в стране с 14 декабря закрылись все учебные заведения: общеобразовательные школы, профессиональные училища, прикладные учебные заведения и университеты. В этих условиях министерство образования всецело погрузилось в организацию дистанционного обучения. Времени и ресурсов на то, чтобы окончательно изгнать из русских школ родной язык у государства пока нет. Не было бы счастья, да несчастье помогло?..

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх