Очевидно, что Россия закрепилась в статусе серьёзного игрока на мировой арене, поэтому к каждому шагу приковано серьёзное внимание. Мировое сообщество ждёт, что Россия будет продолжать увеличивать добытое стратегическое и дипломатическое преимущество.
Картина действий переносится в Арктику. И все потому, что, по мнениюTimes, «царь Владимир замышляет устроить холодную войну» в этом регионе. Но, на самом деле, Арктика – это лишь новый повод для того, чтобы запугать западного читателя «российской агрессией» и навязать России борьбу.
Нагнетание пугающей обстановки – это небезосновательное явление. Раньше Арктика не была столь привлекательна, но глобальное потепление все изменило. Повышение температуры привело к таянию арктического морского льда. Сокращение льда означает, что похороненные под его толщей богатые природные ресурсы, в первую очередь, нефть и газ, стали доступны. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать ожесточённой борьбы за влияние в данном регионе.
Прямой доступ к Арктике есть только у небольшого числа стран: Россия, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США имеют территории за полярным кругом. Но включиться в борьбу старается даже Китай, что уж говорить про накал страстей среди «прямых наследников» арктических богатств.
Западные издания не скрывают того факта, что основной смысл противостояния – экономический. Помимо запасов природных ресурсов, по данным Times, к 2030 году Северный морской путь, по которому в настоящий момент суда могут плавать лишь при содействии российских атомных ледоколов, может стать выгодной альтернативной Суэцкому каналу для перевозки товаров из Азии в Европу. Ледовая обстановка меняется постоянно. Этот маршрут сократит время, проводимое кораблями в пути, на 40% и обогатит Россию с ее протяженным побережьем Северного Ледовитого океана.
Экономические выгоды и добытое ещё в советские годы «ледовое» преимущество, попросту раздражают Запад, поэтому им не терпится включиться в гонку за влияние в регионе. Начинают они с того, что у них, признаем, весьма хорошо получается – с пропаганды и выколачивания средств на нужды НАТО.
Times, в привычной западным СМИ манере, сетует на нарастание военного присутствия России в регионе. Но кроме этого, Запад волнует и другая сторона вопроса: при Путине Россия восстанавливала советскую инфраструктуру от Мурманска до Магадана. Москва также создала в городе Североморске объединенное стратегическое командование в Арктике, а также учредила арктическую бригаду. Вдобавок сейчас в процессе постройки находятся несколько новых ледоколов. Всё это – весьма серьёзный раздражитель для тех, кто ещё хотел бы претендовать на влияние в акватории Северно-Ледовитого океана.
Но вместо признания критического инфраструктурного и военного отставания, Запад в очередной раз использует излюбленный метод – запугивание: «Скоро придет время, когда российских военных сил там скоро будет больше, чем у прочих арктических государств — США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии, — вместе взятых», пугает читателя Times.
Теперь, когда западный читатель должен бы уже порядком испугаться, можно, наверно, поговорить и о том, что Западу просто необходимо усиливать здесь «свое влияние». Может быть, и НАТО подключить, чтобы «сдержать» натиск России, привычно поговорив об увеличении военных бюджетов и «расширении присутствия»… Запад начинает процесс выколачивания средств для нужд «сдерживания».
Стратегия не меняется, но, стоит признать, она – весьма рабочая, ведь у обыкновенных граждан нет иного выхода. Да к тому же, все расходы на НАТО информационно подкреплены «агрессией России».
В России же к ситуации относятся иначе. Россия не атакует, а обороняется. Наращивание военного присутствия – это плановая работа по развитию океанского флота РФ, кроме этого, мы ведь стараемся поддерживать и развивать инфраструктуру на протяжении всего Северного Морского пути. МЧС, метеорологические станции, восстановление брошенных во времена СССР территорий – об этом едва ли кто-то упоминает, ведь всё внимание приковано к Северному морскому флоту, который развивает и пополняется. Мы этого не скрываем.
Что касается территориальных споров, то США могли бы сделать решительный шаг и поставить точку, но не делают этого. Соединенные Штаты — единственная арктическая страна, не подписавшая те правила ООН, которые предлагают мирное разрешение конфликтов в этом регионе. Согласно этим правилам, вопросы собственности на Северном полюсе должны решать не атомные подводные лодки, не количество боеголовок, не солдаты в меховых шапках, а геологи.
Может быть, США и могут доказать свои права в Атлантике или в Тихом океане с помощью авианосцев — но в Северно-Ледовитом океане важнее оказываются атомные ледоколы, научные суда и глубоководные батискафы. И комиссия ООН по вопросам шельф; так что, пусть Запад со своей стратегией сдерживания (экономического, как мы понимаем, развития) наблюдает со стороны за тем, как Россия осваивает своё северное побережье.
Евгений Вдовин
Источник фото: mk-london.co.uk
Свежие комментарии